Формирующее оценивание.
Самый сложный для меня модуль, поскольку очень сложно как-то оценить личностные результаты любого человека. Ведь все мы знаем как нужно поступать в той или иной ситуации (помогать пожилым людям перейти дорогу или понести тяжёлую сумку, помочь упавшему человеку подняться и т.д.), но всегда ли мы сами поступаем так?! Мы вечно куда-то торопимся, бежим, не замечая не то что красоту природы (выгляните на улицу! посмотрите на заснеженные деревья!) , а даже окружающих нас людей (дети катаются с горки, бабушки о чём-то рассуждают). Вы сегодня прошлись по улице (в магазин, на работу и т.д.), вспомните ли вы хотя бы часть прохожих, попавшихся вам на встречу?! Не уверена...
Вот и как же оценить личностные результаты ребёнка?! Этот вопрос мучает меня с начала моего знакомства с обучающимися. Конечно, здесь идёт речь только о формирующем оценивании, причём на протяжении всего времени обучения, а то и жизни. Вот такая идея посетила меня: начала тренинг родителями и закончу ими же! Сам процесс формирования разделила условно на три этапа:
1 этап. Ребёнок, не умеющий читать и писать.
На данном этапе родители формируют понятия "хорошо" и "плохо". Проводятся ежедневные вечерние беседы "Как прошёл день?". Начать можно с того, чтобы ребёнок просто рассказал, что произошло с ним сегодня. Затем родители начинают задавать вопросы. помогающие классифицировать события/поступки. Например, "ты помог сегодня маме убраться дома, это хороший поступок? почему?". Очень важный, на мой взгляд, вопрос "почему?": ребёнок должен учиться обосновывать свои ответы.
Когда изучит цвета, можно "подсчитывать" жетонами. А если у ребёнка есть любимый мультик, то найти в интернете изображения положительных и отрицательных героев и ими "оценивать". Например, как ты думаешь, такой поступок мог совершить Маугли или Шерхан?
2 этап. Начальная школа
Здесь уже даём ребёнку больше самостоятельности и предлагаем оформить "Аквариум моих поступков". Обучающийся создаёт аквариум сам, а точнее рыбок, заполняя ежедневно фишбоун:
Конечно, ребёнку можно предложить самому рисовать рыбок, но здесь больше важен не её вид, а содержание. Когда он заполнит предлагаемые поля (если ребёнок не ходит в кружок, эту "кость" можно убрать; если ребёнок в этот день ходил в гости, то можно добавить "кость" "в гостях" и т.д.), стоит предложить ему оценить день по результатам поступков (как ребёнок сам захочет: по количеству, а может какой-то плохой поступок для него перечеркнёт все хорошие): закрасить хвост рыбки в ярко-зелёный (день отличный) или в оранжевый (день "так себе") или красный (плохой день). Также можно предложить ребёнку оценить свой личностный рост за неделю (ежедневно обновлять аквариум). Если для него рост велик (например, поступки из разряда "плохих" перешли в "хорошие", то это очень хорошо), то можно аквариум украсить водорослями. Если же совсем мал, то камушком или ракушкой (естественно нарисованными). Хотелось бы заметить, что лучше для такого аквариума выделить в комнате ребёнка отдельную стену или её часть. Если же такой возможности нет, то можно на обычном настенном календаре закрашивать (или приклеивать соответствующие смайлики) в соответствующие цвета дни недели. Оценивание можно продолжить на уровне месяца/квартала/полугода/года.
Если ребёнок не любит рыбок, то можно, например, воспользоваться машинками, это уже получится "Автопарк моих поступков":
А вместо "украшений" могут подойти дороги, заправки, СТО и т.п. Всё зависит от интересов ребёнка и воображения его родителей.
3 этап. "Взрослые" дети.
Когда ребёнок потеряет интерес к "аквариуму", стоит предложить вести ему дневник, указав на то, что сейчас это очень модно. Но стоит остерегаться онлайн дневников. Всё-таки это личностные результаты и ещё ребёнок, а в сети очень много незнакомых "недоброжелатей". В своём дневнике предложить ему также продолжать вести записи о его действиях. Здесь уже можно учитывать не каждый день, а лишь ещё формирующиеся или новые результаты.
Оценивание зависит от ребёнка! Это важно понимать на каждом этапе! Например, если для нас навести порядок в комнате в порядке вещей, то для маленького человечка - целое достижение.
Самый сложный для меня модуль, поскольку очень сложно как-то оценить личностные результаты любого человека. Ведь все мы знаем как нужно поступать в той или иной ситуации (помогать пожилым людям перейти дорогу или понести тяжёлую сумку, помочь упавшему человеку подняться и т.д.), но всегда ли мы сами поступаем так?! Мы вечно куда-то торопимся, бежим, не замечая не то что красоту природы (выгляните на улицу! посмотрите на заснеженные деревья!) , а даже окружающих нас людей (дети катаются с горки, бабушки о чём-то рассуждают). Вы сегодня прошлись по улице (в магазин, на работу и т.д.), вспомните ли вы хотя бы часть прохожих, попавшихся вам на встречу?! Не уверена...
Вот и как же оценить личностные результаты ребёнка?! Этот вопрос мучает меня с начала моего знакомства с обучающимися. Конечно, здесь идёт речь только о формирующем оценивании, причём на протяжении всего времени обучения, а то и жизни. Вот такая идея посетила меня: начала тренинг родителями и закончу ими же! Сам процесс формирования разделила условно на три этапа:
1 этап. Ребёнок, не умеющий читать и писать.
На данном этапе родители формируют понятия "хорошо" и "плохо". Проводятся ежедневные вечерние беседы "Как прошёл день?". Начать можно с того, чтобы ребёнок просто рассказал, что произошло с ним сегодня. Затем родители начинают задавать вопросы. помогающие классифицировать события/поступки. Например, "ты помог сегодня маме убраться дома, это хороший поступок? почему?". Очень важный, на мой взгляд, вопрос "почему?": ребёнок должен учиться обосновывать свои ответы.
Когда изучит цвета, можно "подсчитывать" жетонами. А если у ребёнка есть любимый мультик, то найти в интернете изображения положительных и отрицательных героев и ими "оценивать". Например, как ты думаешь, такой поступок мог совершить Маугли или Шерхан?
2 этап. Начальная школа
Здесь уже даём ребёнку больше самостоятельности и предлагаем оформить "Аквариум моих поступков". Обучающийся создаёт аквариум сам, а точнее рыбок, заполняя ежедневно фишбоун:
Конечно, ребёнку можно предложить самому рисовать рыбок, но здесь больше важен не её вид, а содержание. Когда он заполнит предлагаемые поля (если ребёнок не ходит в кружок, эту "кость" можно убрать; если ребёнок в этот день ходил в гости, то можно добавить "кость" "в гостях" и т.д.), стоит предложить ему оценить день по результатам поступков (как ребёнок сам захочет: по количеству, а может какой-то плохой поступок для него перечеркнёт все хорошие): закрасить хвост рыбки в ярко-зелёный (день отличный) или в оранжевый (день "так себе") или красный (плохой день). Также можно предложить ребёнку оценить свой личностный рост за неделю (ежедневно обновлять аквариум). Если для него рост велик (например, поступки из разряда "плохих" перешли в "хорошие", то это очень хорошо), то можно аквариум украсить водорослями. Если же совсем мал, то камушком или ракушкой (естественно нарисованными). Хотелось бы заметить, что лучше для такого аквариума выделить в комнате ребёнка отдельную стену или её часть. Если же такой возможности нет, то можно на обычном настенном календаре закрашивать (или приклеивать соответствующие смайлики) в соответствующие цвета дни недели. Оценивание можно продолжить на уровне месяца/квартала/полугода/года.
Если ребёнок не любит рыбок, то можно, например, воспользоваться машинками, это уже получится "Автопарк моих поступков":
А вместо "украшений" могут подойти дороги, заправки, СТО и т.п. Всё зависит от интересов ребёнка и воображения его родителей.
3 этап. "Взрослые" дети.
Когда ребёнок потеряет интерес к "аквариуму", стоит предложить вести ему дневник, указав на то, что сейчас это очень модно. Но стоит остерегаться онлайн дневников. Всё-таки это личностные результаты и ещё ребёнок, а в сети очень много незнакомых "недоброжелатей". В своём дневнике предложить ему также продолжать вести записи о его действиях. Здесь уже можно учитывать не каждый день, а лишь ещё формирующиеся или новые результаты.
Оценивание зависит от ребёнка! Это важно понимать на каждом этапе! Например, если для нас навести порядок в комнате в порядке вещей, то для маленького человечка - целое достижение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий