Модуль 1.

ФГОС: классифицируем личностные результаты

Я решила классифицировать предложенный перечень личностных результатов по описанным типологическим признакам следующим образом:
*для просмотра конкретного результата наведите на его номер.

 Типологический признакЛичностный результат 
Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
18910
 Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная);
границы собственного знания и «незнания»

23
Ценностная и морально-этическую ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков 

14, 567, 8, 9, 1011

---------------------------------------------------------------------------------

Концепция как методологическая основа ФГОС

И вот следующая ступенька тренинга. Рассматриваем  Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития личности, работая над коллективным эссе. Мнения разделились, у каждого свои доводы, но понятно одно: Концепцию должен знать и придерживаться всем нравственным нормам не только педагог, обучающийся, родители, но и каждый человек! 


---------------------------------------------------------------------------------
Классные часы по Стандарту.

Уже хотела перейти на следующую ступеньку тренинга, но остановил комментарий Арзыбовой Олеси Владимировны по поводу рассказа Стандарта обучающимся. Очень уж понравилась мне эта идея. Я считаю, что в начале учебного года можно проводить такие классные часы, просто адаптировать Стандарт к возрасту обучающихся. Получается, что мы просто задаёмся целью на весь учебный год и стремимся к ней. И вот несколько вариантов проведения:

  • Начальная школа. Разделить класс на 3 группы, каждая из которых будет рисовать человечка-"идеала". Сначала всем классом обсуждаем как каждый человечек выглядит. Например, предметные результаты - человечек-профессор, метапредметные - человечек-мыслитель, личностные - человечек-патриот. После того, как человечки будут готовы, предложить обучающимся соотнести к каждому из них предлагаемые результаты (каждый результат написан на отдельном листочке) и наклеить на человечка. Или же дети рисуют 3 одинаковых человечка, обсуждаем результаты и представляем каждый из них как аксессуар человечку (например, шляпа, указка, портфель, флаг и т.д.). В результате обучающиеся преобразят "идеалов". А затем подготовить вступления и пригласить родителей, чтобы они знали, чему их дети могут и должны научиться.
  • Средняя школа. Самое протяжённое время обучения и если в 5-6 классах можно ещё использовать плакаты, беседы. Но уже в 7-9 классах предложить самим обучающимся придумать, организовать и провести мероприятия по достижению этих результатов (мини-олимпиады, тренинги. конкурсы и т.д.). 
  • Старшая школа. На этом этапе, думаю, можно проводить небольшие тренинги в течении всего года. А в начале обсудить с обучающими "портрет выпускника" и на конкретных примерах показать значимость требуемых результатов (пригласить бывших выпускников, родителей детей и т.д.).
Конечно, это только примеры и образы, но может это действительно станет хорошим мотивацией к обучению...

Прочитав комментарий Олеси Владимировны к этому посту хочу добавить... Согласна, что вышеперечисленного не достаточно. Перед перечислением возможных вариантов оценивания роста каждого ученика хочу вот что подчеркнуть. На этих человечках результаты представлены в общем виде (например, "умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами"). Но обучающийся ведь будет двигаться к этой цели и для достижения ему нужно достичь подцели (например, умение складывать трёхзначные числа). А вот возможные варианты:

  • Жетоны. Использовать этих человечков, только в мини-вариантах. И за достижение подцели ему выдаётся соответствующий человечек, на обороте которого будет указано, за что он его получил. В результате, каждый собирает n-количество жетонов. 
  • Ростометр результатов. Каждый обучающийся создаёт себе "ростометр результатов". Одна подцель - 1 см. Естественно, каждый сантиметр должен быть подписан. Можно сделать общий ростометр, а можно сделать три по каждому типу результатов.
  • Графики и таблицы. А также можно оформить в виде графика и таблицы. ИКТ тут в помощь!

Конечно, существуют ещё варианты...
Здесь очень важно, чтобы педагог на каждом уроке указывал обучающимся на их подцели, которые они смогут достичь на данном уроке. И вообще педагог совместно с родителями должен контролировать "рост" обучающегося, ведь тот может и не знать о достигнутой подцели. Ещё один важный момент. Ребёнок может "расти" как вверх, так и вниз. Например, обучающийся считает, что умеет складывать трёхзначные числа. Но если на контрольной или проверочной работе он не смог справится с подобным заданием, значит он переоценил свои возможности. Естественно, педагог должен поговорить с ребёнком и "рост" снижается. Тут как раз формируется самооценка и оценка своих возможностей. И ещё... Когда обучающийся говорит, я умею решать текстовые задачи, то он должен понимать, что означает эта фраза (в данном случае, что он сможет решить любую текстовую задачу, конечно, его уровня). То есть не через один урок, не через два, возможно только после контрольной он научиться решать. Всё индивидуально.
Конечно, с такой работой классному руководителю не справится. Поэтому на помощь должны прийти родители, а также школьный психолог. Я считаю, что те занятия, где происходит оценка "роста" каждого ученика, должны проводиться совместно с психологом или даже им самим.

---------------------------------------------------------------------------------
Ранжирование результатов.

Очень тяжёлое задание, так как однозначного ответа нет и с разных точек зрения можно ответить по-разному. Сначала я ранжировала следующим образом: личностные, метапредметные и предметные. Но вот в процессе обсуждения пришла к такой мысли, что при подготовке к уроку использую всё в точности да наоборот. Не могу я при планировании занятия по теме, например, "Решение квадратных уравнений" начать, к примеру, с ПДД или экологической проблемы. Конечно, основная цель - научить решать квадратные уравнения. То есть получается, что на уроке предметные результаты на первом месте (именно их с нас и спрашивают впоследствии). А, прочитав комментарий Елены Николаевны Таракановой, представила ситуацию: на уроке "просыпается" хулиган и, естественно, учитель пытается его успокоить. Здесь возможны два пути: если педагог использует угрозы (подай дневник, выйди из класса и т.д.), то для него главное - предметные результаты; если же педагог пытается включить хулигана в работу, то здесь уже на первом месте личностные результаты.

В итоге я пришла к такому выводу: важны все результаты и в зависимости от ситуации значимость каждого из них различается.
---------------------------------------------------------------------------------
"Подарок" от родителей как мотив обучения.

Всё чаще в наше время встречается такая ситуация, когда родители за успешное обучение своих детей обещают им что-то купить. И вроде бы тоже мотивация, но к оценкам, а не к знаниям и умениям. В связи с этим я читаю, что педагогу нужно больше работать с родителями, а тем, в свою очередь, проверять не дневники для оценок, а знания своих чад. Как это можно сделать?! Ведь часто школьная программа сложна для понимания и родителей, особенно, если идёт углубленное изучение предмета. Предлагаю следующие варианты проверки знаний детей родителями:
  • Тесты. Самый лёгкий вариант, особенно если его составит сам педагог и предоставит родителям верные ответы. Согласитесь, родителям проще посидеть с ребёнком полчаса (чтобы не списывал) и самим узнать результат. 
  • Вопрос-ответ. Здесь родители могут просто сесть с ребёнком, открыть учебник, найти пройденную тему и самим задать несколько вопросов. Или же педагог предоставит перечень вопросов, а родители уже сами должны найти ответы перед работой с ребёнком. Этот вариант эффективен, если родитель более менее знает предмет и может выделить главное в пройденной теме.
  • Беседа. В данном варианте родители просто беседуют с ребёнком по пройденной теме в свободном стиле. Здесь могут быть и общие вопросы (Что узнал нового? Что заинтересовало больше всего? Что далось труднее? и т.д.) и более узкие (Покажи на карте расселение славян. Как найти расстояние между городами на карте? и т.д.). Конечно, в этом случае родители должны хорошо знать проверяемую тему.
Хочется добавить, если педагог составляет "итоговый домашний тест", то в нём могут быть отражены все изучаемые предметы. На мой взгляд, на этом варианте большинство родителей и остановятся, если, конечно, педагог сможет предоставить им необходимые материалы.

Прочитав комментарий Екатерины Михайловны, хочу добавить... Педагог совместно с психологом могут также провести родительское собрание, где предложат родителям пообщаться им с детьми на темы, направленные на личностные результаты. Как в школах проходят психологические исследования?! Приходит психолог, раздаёт тест, дети заполняют зачастую лишь бы "отвязаться". Индивидуальные беседы проходят редко и в крайних случаях. Поэтому педагог может провести тематический классный час (совместно с родителями) с привлечением необходимых людей (например, ветеранов ВОВ, афганцев, полиции и т.д.), а родителям предложить пообщаться с ребёнком дома по проведённому мероприятию. Так что здесь тоже есть варианты...
Вспомним, что часто говорят детям на Новый Год родители: если будешь хорошо себя вести, то Дед Мороз подарит тебе подарок (аналогичная ситуация и с подарком на День Рождения). Можно предложить родителям даже ежедневно вести беседы (и психологи кстати даже рекомендуют это делать всем), что я сделал сегодня хорошего, а что плохого, что нужно сделать. чтобы завтра я стал лучше и т.д.
Может кто-то подумает, что я уж сильно упираюсь на родителей. Да, я считаю, что главными в воспитании должны быть именно мама и папа, а мы, педагоги, должны лишь помочь им, где-то подсказать, а где-то и направить. И только в совместных усилиях мы можем помочь ребёнку стать гармонично-развитой личностью.
Почему именно подарки?! Чтобы ребёнок понимал, что рано или поздно хорошие дела вознаграждаются, полученные знания всегда пригодятся и принесут свои плоды...

8 комментариев:

  1. Анастасия, спасибо за совет по организации работы с родителями. Но предложенный вариант, наверное, направлен только на оценку предметных-метапредметных результатов. Как оценить личностные результаты - вот вопрос. Надеюсь, на тренинге разберемся и в этом вопросе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Михайловна, спасибо большое за комментарий! Добавила немного о личностных результатах...

      Удалить
    2. Интересна идея с человечками. Мы все качества, которые надо в себе развивать в учебном году, оцениваем в сентябре, намечаем с каждым учеником проблемы, которые надо решить. Подводим итоги раз в четверти. Все записываем в таблички, но Ваша идея намного интересней. Спасибо!

      Удалить
  2. Анастасия, полностью с вами согласна! Вы мне напомнили вопросы рефлексии, которые можно предложить родителям для "вечернего опроса": что сегодня сделал? что получилось? благодаря чему? как справлялся с трудностями? что особенно запомнилось за день? мои вопросы самому себе, одноклассникам, родителям...
    Я всегда родителям говорю, что нужно с детьми разговаривать, так я им надоела, что они уже ехидно повторяли за мной:"С детьми нужно разговаривать". Я не унываю, все равно им повторяю, что нужно беседовать. сама, если не поговорю со своим 18-летним дитятей, то волнуюсь: что там у него в голове? Он сам теперь меня спрашивает: как день прошел?
    Я тоже уверена, что родители - это самые главные люди для детей. Недавно придумала, как родителям напомнить об их ответственности за детей. Только мама начинает жаловаться на ребенка: переходный возраст и т.д, я им тут же: вы - мама! У вас знаете сколько сил от природы? Вы все сами знаете, сами умеете. В этот момент я как бы дистанцируюсь от них - а у них начинает работать голова, как, ни на кого не перекладывая, справиться с ситуацией. По-моему, работает...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В том то и проблема, что родители начали перекладывать на школу в полной мере функцию воспитания обучающихся. Это печально...

      Удалить
    2. Согласна с Вами. Многие родители считают, что школа не только учит, но и воспитывает, и решает проблемы их детей, а если что-то не так - виновны педагоги.

      Удалить
  3. Комментарий к начальной школе и ее человечкам:)))
    А дальше... Каждый ребенок пытается оценить свои достижения во всех областях результатов на сегодняшний день, планирует, чего он может достичь к концу года, к концу четверти и т.п. У каждого появляется не абстрактный человечек класса, а свой личный "метр", к достижению которого ребенок будет стремиться. Можно его тоже нарисовать, можно измерять самому шаги вперед и вверх, растить этого профессора, мыслителя... В место патриота, я бы сделала просто Человека, наделив его большим количеством разнообразных личностных качеств, в том числе и патриотизмом.
    И тогда психологу нечего будет делать в школе... Все его дела сделал учитель...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олеся Владимировна, спасибо за комментарий! Добавила немного об индивидуальной оценке достижений результатов...

      Удалить